Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия «Лес. Экология. Природопользование»
Плотность сети лесных дорог как фактор устойчивого лесопользования на примере лесов Красноярского края
Опубликована: 2024-01-19
Раздел
ТЕХНОЛОГИИ И МАШИНЫ ЛЕСНОГО ДЕЛА
  • С. Н. Долматов Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 http://orcid.org/0000-0002-9297-3699
  • Я. С. Макунина Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 http://orcid.org/0009-0009-5779-4693

Аннотация

Введение. Обеспечение транспортной доступности лесов является важной задачей для развития лесной отрасли любого региона. Развитие транспортной инфраструктуры приводит к значительному росту эффективности лесопользования, снижению затрат на перевозку древесины, а также даёт возможность круглогодичной заготовки и использования древесного сырья. Цель работы – оценка протяжённости и плотности сети дорог в лесничествах Красноярского края и их влияние на транспортную доступность лесных территорий. Задачи – рассмотреть влияние плотности сети дорог на объём заготовок и горимость лесов, оценить роль транспортной доступности в состоянии лесов региона. Объект исследования – протяжённость и плотность сети лесных дорог региона, степень горимости лесов. Методы исследования – анализ доступных данных, расположенных в источниках свободного доступа, материалы, предоставленные Министерством лесного хозяйства Краснояркого края. Результаты. Установлено, что с увеличением плотности лесных дорог и степени освоения лесосырьевых баз растёт число лесных пожаров. Выявлено, что плотность сети лесных дорог края – 1,2 км/тыс. га, что меньше среднего по РФ и в несколько раз меньше показателей ведущих стран-лесозаготовителей. Недостаточная средняя плотность сети лесных дорог Красноярского края делает сложно реализуемым оперативное управление лесами, профилактику и ликвидацию лесных пожаров. Выводы. Недостаточное обеспечение дорогами, расстроенность лесосырьевых баз лесозаготовительных предприятий, пожары и поражение вредителями являются главными причинами деградации лесов Красноярского края. Качественное изменение ситуации возможно при условии обеспечения транспортной доступности лесов с плотностью дорог не менее чем 5…10 км./тыс. га.

Биографии авторов

С. Н. Долматов, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

кандидат технических наук, доцент кафедры лесного инжиниринга, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнёва. Область научных интересов – оборудование и технологии лесного комплекса, вопросы комплексного освоения лесных ресурсов. Автор 180 научных публикаций.

Я. С. Макунина, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, Российская Федерация, 660037, Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

магистрант кафедры лесного инжиниринга, Сибирский государственный университет науки и технологий имени М. Ф. Решетнёва. Область научных интересов – оборудование и технологии лесного комплекса, вопросы комплексного освоения лесных ресурсов. Автор девяти научных публикаций.